История развития

1909 год. Начало. Вопрос о создании службы скорой медицинской помощи в г. Минске поднимался врачебным инспектором Минской губернии, доктором медицины С. Н. Урванцевым. Но создать амбулаторию скорой помощи и станцию скорой помощи сразу не удалось.

7 октября 1910 года был утверждён устав "О ночных дежурствах врачей".

17 октября 1910 года в Минске вводятся ночные дежурства врачей. Обслуживание больных было платным, стоимость одного вызова составляла от 20 копеек до 1 рубля. Несчастные случаи обслуживались бесплатно.

За 1911 г. службой ночных дежурств врачей было выполнено 650 вызовов.

20 мая 1911 года Общество сестёр милосердия г. Минска закупило в Австрии (г. Вена) первый автомобиль скорой помощи.

24 мая 1911 года санитарный автомобиль сделал свой первый выезд на Камаровское поле в окрестностях Минска, где при большом скоплении народа проходили показательные полёты на аэроплане знаменитого авиатора Сергея Уточкина. В автомобиле дежурил врач Петросевич Ф. С, 2 медсестры и водитель. В г. Минске появилась первая санитарная автомашина, раньше чем в таких центрах, как Москва, Санкт-Петербург, Киев, Дрезден. Санитарный автомобиль за 1911 год сделал 18 выездов.

В 1912 году 154 выезда.

За 1913 год 235 выездов. Вызов санитарного автомобиля с бригадой медработников стоил 3 рубля.

В 1914 году санитарный автомобиль был направлен на фронт для перевозки раненых в госпиталь.

После Октябрьской Революции и гражданской войны 28 сентября 1922 года приказом № 39 по Минскому горздравотделу на базе 1-й городской амбулатории было организовано оказание скорой помощи.

За 1922 год служба скорой медицинской помощи выполнила 2040 вызовов. Вызовы обслуживали конные кареты, которые находились при пожарной команде и подъезжали к 1-й городской амбулатории при поступлении вызова к больным и пострадавшим. Карета скорой помощи имела на дверце надпись: &qout;Карета скорой помощи. Минский горздравотдел&qout;. Для перевозки и оказания медпомощи инфекционным больным были выделены отдельные кареты.

В 1934 год станция скорой помощи получила отечественный автомобиль ГАЗ АА, на котором был в г. Минске сделан крытый салон из дубовых досок и обит жестью. Одна из таких карет на шасси ГАЗ АА работала в г. Минске до 1950 года.

В 1934 году Минскую скорую медицинскую помощь возглавил Семён Давидович Певзнер, который работал на станции до 1957 года. Он наладил связи и преемственность с главным врачом Московской станции скорой помощи Пучковым А. С., разработал медицинскую документацию и формы отчётов.

За 1940 год станция скорой медицинской помощи выполнила 20 000 вызовов к больным и пострадавшим.

В 1941 году на Минской станции скорой медицинской помощи работало 6 санитарных автомашин.

Штат врачей, фельдшеров, санитаров и водителей насчитывал 50 человек.

В первые дни Великой Отечественной войны многие сотрудники скорой помощи были призваны в армию.

Главный врач Певзнер С. Д. стал главным врачом эвакогоспиталя.

После освобождения г. Минска в июле 1944 года скорая помощь размещалась при 3-й клинической больнице и имела конную карету, грузовой автомобиль и была отремонтирована 1 санитарная карета на базе автомобиля ГАЗ АА.

В 1947 году станции скорой медицинской помощи выделили небольшое здание по ул. Захарова, 11 (теперь Киселёва, 4).

В 1947 году на ул. Грушевской была открыта подстанция скорой медицинской помощи. Главным врачом станции скорой медицинской помощи Певзнером С. Д. была издана книга: «Клиника отравлений и медицинская помощь». Всего за 1947 год было выполнено 26 832 вызова. На ССМП работало: 28 врачей, 24 фельдшера, 14 санитаров и 14 водителей. С ростом населения г. Минска количество обращений на ССМП увеличивается.

В 1948 году обслужено 46 895 вызовов.

В 1949 году обслужено 51 913 вызовов. На ССМП санитарного транспорта не хватало и часть вызовов обслуживалась пешком. Даже в 1951 году врачами пешком обслужено 1 988 вызовов.

За 1957 год бригадами станции скорой помощи выполнено 79 472 вызова. На станции скорой помощи работали 16 санитарных автомашин марки ЗИМ-12, 3 автомашины ЗИС-110, 10 санитарных карет и 2 легковые автомашины М-20. Всего 31 автомобиль.

В 1964 году станция переехала в здание на ул. Мясникова, 80, где организован оперативный отдел, стерилизационное отделение. Появились подстанции на ул. Будённого, 2, на ул. Захарова, 11а и 6 пунктов неотложной помощи.

В 1966 году станции скорой помощи передали вновь построенное 2-этажное здание на ул. Захарова, 52.

Качество оказания скорой помощи значительно возросло с организацией специализированных бригад скорой помощи.

В марте 1963 года была организована 1-я тромбоэмболическая бригада ТЭБ, которая была оснащена электрокардиографом и дефибриллятором. Она выезжала даже во все клинические больницы для консультации больных с инфарктом миокарда. С 1 марта 1966 года была организована специализированная травматологическая противошоковая бригада. В августе 1966 года организована 1-я психиатрическая бригада.

14 июня 1970 года Минскую городскую станцию скорой медицинской помощи возглавил Кудлач Игорь Селивестович.

В октябре 1970 года вступила в строй 1-я подстанция скорой помощи по ул. Бехтерева, 8, построенная по типовому проекту с тёплыми боксами для санитарных автомашин; с 1 июля 1971 года организована автобаза санитарного транспорта.

Дальнейшее развитие получили специализированные бригады, были организованы кардиологические, педиатрические, урологическая, неврологическая, гинекологическая и токсикологическая бригады скорой помощи. Росла сеть подстанций.

В 1972 году открылась 2-я подстанция.

В 1974 году — 3-я и 4-я подстанции.

В 1978 году вступила в строй новая 3-этажная 5-я подстанция с тёплыми боксами для санитарных автомашин.