ПРАВИЛА КОРПОРАТИВНОЙ ЭТИКИ
сотрудников учреждения здравоохранения
«Городская станция скорой медицинской помощи
Данный документ является декларацией стандартов корпоративной этики, моральных принципов и поведения сотрудников учреждения здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» (далее – УЗ «ГССМП») при осуществлении профессиональной деятельности. Единые принципы должны способствовать объединению всех сотрудников общими ценностями, которые необходимы для повседневного принятия решений и выполнения действий во благо общего дела.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18.06.1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении», Законом Республики Беларусь от 07.05.2021 г. № 99-З «О защите персональных данных», постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 07.08.2018 г. № 64 «О правилах медицинской этики и деонтологии».
Термины и определения:
ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА - информация о факте обращения пациента за медицинской помощью и состоянии его здоровья, сведения о наличии заболевания, диагнозе, возможных методах оказания медицинской помощи, рисках, связанных с медицинским вмешательством, а также возможных альтернативах предлагаемому медицинскому вмешательству, иные сведения, в том числе личного характера, полученные при оказании пациенту медицинской помощи, а в случае смерти – и информация о результатах патологоанатомического исследования составляют врачебную тайну.
ГАРАНТИЯ ПРАВ ПАЦИЕНТА - предусмотренное законом, иным правовым актом или договором обязательство по выполнению содержащихся в них норм и положений, обеспечивающих реализацию прав пациента при получении медицинской помощи (оказании услуг).
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов диагностики, лечения, тактики при оказании медицинской помощи.
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – принцип, согласно которому лицо, предоставляющее профессиональные услуги, должно сохранять врачебную тайну, не разглашать информацию о состоянии здоровья пациента и иных сведений, полученных при оказании медицинской помощи, не должно нарушать прав личности на тайну частной жизни, запрещается разглашать любые сведения, доступ к которым ограничен законодательством.
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ - ситуация, при которой личные интересы работника, его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение им своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе.
В медицине ситуация, при которой у медицинского работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично, либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского или фармацевтического работника и интересами пациента.
КОРПОРАТИВНАЯ ЭТИКА - система ценностей, регулирующая этические отношения в учреждении, которая обусловлена особенностями деятельности и целями учреждения, сложившимися стереотипами поведения, распространяемая на всех работников учреждения.
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ - совокупность этических норм при выполнении медицинским работником своих профессиональных обязанностей, а также принципов поведения и профессиональных приемов психологического общения с обратившимися за медицинской помощью людьми.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА - совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников, предусматривающая взаимоотношения с пациентом, медицинскими и фармацевтическими работниками между собой, с родственниками пациента, здоровыми людьми.
ПРАВА ПАЦИЕНТА - специфические права, производные от общих гражданских, политических, экономических, социальных прав человека и реализуемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.
СУБОРДИНАЦИЯ - следование установленным правилам взаимоотношений между лицами разного должностного уровня внутри трудового коллектива, учреждения, при выполнении профессиональной деятельности.
Общие положения
1. Настоящие Правила определяют основные этические принципы, нормы и правила профессиональной этики и внутрикорпоративного поведения, в том числе, принцип непринятия коррупции, устанавливают основные требования работникам учреждения по соблюдению норм корпоративного поведения, в том числе соблюдению норм антикоррупционного законодательства Республики Беларусь.
2. Целями разработки и принятия Правил являются:
-
определение этических норм во внешних и внутренних взаимоотношениях организации;
-
обеспечение высоких стандартов корпоративного поведения и репутации учреждения УЗ «ГССМП», признающего наивысшие морально-этические ценности и формирование антикоррупционного сознания, а также правовые основы профилактики коррупции в соответствии с требованиями законодательства;
-
обеспечение оказания пациентам качественной комплексной медицинской помощи на условиях партнерства и участия пациентов в принятии решений, касающихся здоровья и благополучия;
-
формирование здорового психологического климата в коллективе, повышение эффективности деятельности работников, рост социальной ответственности;
-
создание комфортных профессиональных взаимоотношений в коллективе;
-
разъяснение работникам их персональной ответственности за исполнение своих должностных обязанностей, повышение уровня гражданственности и патриотизма работников;
-
соблюдение Правил корпоративной этики работниками с самого начала своей служебной (трудовой) деятельности.
3. Настоящие Правила являются локальным нормативным актом учреждения, обязательным для исполнения всеми работниками вне зависимости от занимаемой должности.
3.1. Настоящие Правила не могут охватить и прописать все потенциальные риски, возникающие при профессиональной деятельности работников учреждения. В случае возникновения сложных ситуаций необходимо руководствоваться принципами гуманизма, уважительного отношения к пациенту, этическими нормами, а также требованиями законодательства.
3.2. Если настоящие Правила или отдельные его пункты вступят в противоречие с законодательством Республики Беларусь, то Правила или отдельные его пункты утрачивают силу. До даты внесения изменений в настоящие Правила необходимо руководствоваться законодательством Республики Беларусь.
Основные принципы медицинской этики и деонтологии
Принципы медицинской этики и деонтологии предусматривают:
-
установление доброжелательных и партнерских отношений с пациентами и их родственниками, уважительное отношение ко всем пациентам, обратившимся за медицинской помощью, а также к их родственникам и близким;
-
избегание критики в присутствии пациентов действий (бездействия) своих коллег, а также медицинских работников других учреждений;
-
твердое и последовательное следование тактике оказания скорой медицинской помощи в интересах пациента, с объяснением целей, особенностей и исходов при оказании медицинской помощи;
-
избегания обсуждения вопросов религиозного, националистического, сексуального характера с пациентами и их родственниками, если это не влияет на исход оказания медицинской помощи;
-
уважение к праву пациента на принятие или отказ от лечения, а также к праву выбора врача;
-
исключение принятия решений под влиянием внешних факторов, личной выгоды или дискриминации;
-
уважение прав пациентов, мнения коллег и других специалистов в области здравоохранения;
-
при принятии решения действовать только в интересах пациента, используя все доступные ресурсы, включая научные достижения;
-
в случае недостатка квалификации и компетенции необходимо обращаться к более опытным коллегам;
-
в случае установления диагноза и невозможности достижения положительного результата, оказывать пациенту возможную психологическую, консультативную, паллиативную помощь;
-
исключение использования саморекламы, а также порочащей информации о коллегах/медицинских организациях;
-
соблюдение требований конфиденциальности;
-
исключение пренебрежительного отношения к коллегам, нельзя ставить под сомнение их профессиональную квалификацию в присутствии пациента;
-
запрещается обсуждение с пациентом и/или его родственниками деятельность лечащего врача, принятую им врачебную тактику, возможные врачебные ошибки.
Конфиденциальность и предоставление информации
Особенности профессиональной деятельности работников учреждения предполагают получение большого объема персональных данных о пациентах.
В соответствии с положениями законодательства Республики Беларусь за раскрытие конфиденциальной информации установлены три вида ответственности: дисциплинарная; административная и уголовная. УЗ «ГССМП» несет ответственность за раскрытие персональных данных. Работники учреждения обязаны соблюдать положения о врачебной тайне, а также сохранить любую иную информацию о пациенте, ставшую известной им в процессе профессиональной деятельности. В отдельных случаях, регулируемых законодательством, допускается раскрытие указанных сведений только ответственными лицами.
Работник УЗ «ГССМП» не имеет права:
-
без согласования с руководителем или уполномоченным лицом передавать какую-либо информацию, касающуюся деятельности учреждения (коммерческую, финансовую, профессиональную, статистическую и др.) представителям средств массовой информации, общественных и иных организаций;
-
подтверждать или опровергать сведения о смерти пациентов, предоставлять фото- и видеоматериалы, по которым можно опознать пациента (пациентов) или узнать о факте обращения в службу медицинской помощи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
В случае приглашения на публичные выступления работник УЗ «ГССМП» должен уведомить руководство и предоставить информацию о приглашающей стороне: тематике выступления; наличии/отсутствии конфликта интересов (личного и/или учреждения). При публичных выступлениях работник учреждения должен придерживаться только официальной позиции УЗ «ГССМП», избегать вынесения личных суждений от имени учреждения.
Несанкционированная руководством УЗ «ГССМП» фото- и видеосъемка профессиональной деятельности работников, размещение информации в социальных сетях в помещениях, на территории учреждения и при осуществлении оказания медицинской помощи запрещается.
Общие принципы и правила поведения работников УЗ «ГССМП»
1. Работники учреждения должны оказывать медицинскую помощь пациентам на основе принципов преемственности и качества без каких-либо ограничений (по возрасту, полу, цвету кожи, религиозной принадлежности, платежеспособности, политических взглядов и другим неполитическим факторам).
2. Работники в отношении с коллегами обязаны:
-
обеспечивать всем равные возможности проявления личности в трудовом процессе:
-
уважать частную (личную) жизнь коллег, соблюдая права и суверенитет личности;
-
проявлять уважение к квалификации и профессиональному опыту коллег, ценить их рабочее время.
3. Не допускается использование ненормативной лексики, распитие спиртных напитков, употребление наркотических и сильнодействующих препаратов.
4. В связи с особенностью медицинской деятельности работники должны использовать профессиональную одежду и средства индивидуальной защиты. Недопустимо наличие на них логотипов, торговых знаков, значков сторонних учреждений и компаний.
5. Недопустимо использование работниками корпоративной символики, названия учреждения и своего должностного статуса в любых видах деятельности, кроме профессиональной.
Требования к внешнему виду медицинских работников
1. Требования к внешнему виду сотрудника на рабочем месте:
-
при исполнении служебных обязанностей опрятный вид обязателен;
-
одежда должна быть выглаженной и чистой, недопустимо появление на рабочем месте в одежде и обуви, предназначенной для пляжного отдыха и занятия спортом.
2. Требования к прическе, макияжу и украшениям:
-
макияж и маникюр должны быть естественными, дневными;
-
ношение ювелирных изделий (браслеты, кольца) не допускается. Допускается ношение сережек у женщин, при условии, что их форма исключает возможность зацепиться за предметы одежды;
-
ногти должны быть коротко подстрижены;
-
не одобряется использование косметических средств и парфюмерии с резким запахом;
-
волосы работника должны быть чистыми и аккуратно причесаны, если их длина ниже плеч, то они должны быть забраны в аккуратную прическу; неуместно использование экзотических причесок;
-
не одобряется использование жевательных резинок особенно при общении с пациентами и их родственниками при общении;
3. Требования к медицинской одежде и обуви:
-
соответствие формы одежды времени года, климатическим условиям.
-
медицинские работники носят медицинский костюм (форму), закрытую моющуюся обувь на низком каблуке или без него, носки (в любое время года);
-
Средства индивидуальной защиты (комбинезоны, халаты, медицинские шапочки, перчатки, маски и др.) должны использоваться персоналом в соответствии с приказами и должностными инструкциями;
-
нахождение в медицинской одежде за пределами учреждения (не при исполнении должностных обязанностей) не допускается;
-
обувь должна быть удобной, предохраняющей кожные покровы от случайного попадания крови и биологических сред, с фиксированной пяткой, на низком каблуке или без каблука, устойчивая к мытью и дезинфекции. Сочетание обуви и форменной одежды должны соответствовать климатическим условиям.
4. Требования к бейджу:
- бейдж предназначен для идентификации людей, которые не знают друг друга. Бейдж должен содержать данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое его носит: наименование учреждения, фамилию, имя и отчество, должность. Нахождение на рабочем месте без бейджа недопустимо. Бейдж прикрепляется на форменную одежду либо в районе воротника, либо к нагрудному карману.
Конфликт интересов
УЗ «ГССМП» придает большое значение своевременному предупреждению и справедливому урегулированию конфликта интересов.
В своей деятельности работники УЗ «ГССМП» должны избегать создания конфликтных ситуаций, принимать меры по разрешению возникших конфликтов, прикладывать силы к досудебному решению возможных споров.
Работники обязаны раскрывать сведения о ставших ему известными фактах возникновения конфликта интересов в письменной форме и принимать меры по недопущению возникновения конфликта интересов.
Регулирование конфликта интересов должно максимально отвечать интересам УЗ «ГССМП», в равной мере обеспечивать соблюдение и охрану прав учреждения и работников, защиту имущественных интересов и деловой репутации учреждения.
Урегулирование конфликта интересов осуществляется в установленном порядке комиссией по противодействию коррупции УЗ «ГССМП».
Ответственность
К работникам учреждения, нарушившим положения Правил, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь и внутренними нормативными документами учреждения.
Нелояльное поведение сотрудников, выражающееся в несоблюдении требований Правил, учитывается при проведении аттестаций на соответствие занимаемой должности, при наложении дисциплинарных взысканий, а также при продлении трудовых отношений.